cmtrrussia (cmtrrussia) wrote,
cmtrrussia
cmtrrussia

ПУСТЬ СТОЯТ! Глава Тринадцатая.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

В первой половине ХХ века обычным явлением были эпидемии полиомиелита. В вопросах лечения и ухода за пациентами с этим заболеванием ортопеды играли роль, весьма схожую с ролью сегодняшних врачей-реабилитологов. Термин «ортопедия» образован из двух древнегреческих слов: ortos (прямой) и paideia (воспитание). Врачи стремились сделать пациентов прямыми и подвижными и обратили внимание на то, что положение стоя ускоряло реабилитацию. Стали разрабатываться ортопедические бандажи, обеспечивающие поддержку при стоянии. Стабилизирующие башмаки, ботинки и шины давали возможность многим людям, больным полиомиелитом, стоять и даже ходить, несмотря на паралич ног.
Когда врачи-педиатры и специалисты по лечебной гимнастике в 50-е годы начали интересоваться детьми с церебральным параличом, влияние ортопедов было большим. Шины, ортопедические бандажи, стояние были естественной и неотъемлемой составляющей лечения. После второй мировой войны многие пострадавшие от нее страны получили помощь для создания системы реабилитации раненых. В североевропейских странах, которые были вовлечены в войну, дети с церебральным параличом получили относительно успешное лечение именно благодаря знаниям и опыту занимавшегося реабилитацией персонала, приобретенным при лечении военных травм и ран. Шведские медики поначалу накапливали знания, обучаясь у коллег в других северных странах.

Позднее супружеская чета Бобат (муж – нейрофизиолог, жена – специалист по лечебной гимнастике), работавшая в Лондоне, оказала сильное влияние на приемы лечения неврологических пациентов. Их метод основывается на нейроразвивающем подходе , согласно которому важно было ожидать этапов нормального моторного развития и стимулировать их.
Некоторые специалисты по лечебной гимнастике следовали Бобат-концепции в полной мере, другие комбинировали ее с иными идеями. У второй группы тренировка способности стоять часто являлась естественным элементом реабилитации.

В 50-е годы приходилось использовать те материалы, которые были доступны в обиходе. Так, в консультации по работе со спастичными детьми в Упсале была печь с высокой ограждающей решеткой. Детей привязывали к этой ограде старыми нейлоновыми чулками, набитыми хлопком, или эластичными шлангами для промывания желудка из больницы. Это была гибкая система: дети, которым нужна была только поддержка коленей, получали ее именно в этом объеме, другим фиксировались бедра и туловище.
Опрокидывающаяся опора-подножка – идея, родившаяся в США, – сначала была разработана для взрослых, потом ее стали предлагать и детям. Часто подножка оснащалась «крыльями» – своего рода поддержкой для туловища. Вариант этого вспомогательного средства – наклонная доска, опирающаяся на стол. Только в 70-е годы появились столь теперь популярные опрокидывающиеся подставки с опорой на живот.
Вспомогательные средства строились в тюремных мастерских по чертежам специалистов по лечебной гимнастике. Примером может служить стол, за которым одновременно могли стоять несколько детей. К столу можно было прислонять наклонную доску или придвинуть шкафчик для стояния. Шкафчик представлял собой ящик с дверцей, которую можно было открывать и закрывать.

В 60-е годы были разработаны новые варианты вертикализаторов, такие как бандаж для стояния, «параподиум» и мини-варианты опрокидывающихся опор.
«Невесело, но полезно!» – такую характеристику получила тренировка способности стоять в исследовании «Дети-инвалиды и вспомогательные средства для них», опубликованном в 1979 году. Формулировка достаточно типичная для взгляда на проблему стояния детей с функциональными нарушениями в 70-е годы. Исследование показало, что родители и дети четко увязывали стояние с тренировкой в рамках лечебной гимнастики. Хотя стояние само по себе не вызывало таких затруднений, как вспомогательные средства! Поэтому вся ситуация стояния описывалась, как негативное переживание. Детям не нравилось быть привязанными, а стояние являлось тренировкой, тренировкой и еще раз тренировкой – то есть вовсе не занятием из повседневной, обычной жизни.
Первые простейшие коляски-вертикализаторы были сконструированы для детей со спинномозговой грыжей. У них, как правило, хорошо сохранялись функции рук, так что они самостоятельно справлялись с некоторыми перемещениями.
В 80-х годах появились вертикализаторы с изменяемым углом наклона на колесах, предоставлявшие более широкие возможности участия в разных занятиях.
Столики в качестве принадлежностей к вертикализаторам становились все более привычными, как и коляски-вертикализаторы для других пациентов, кроме группы со спинномозговой грыжей.
Tags: двигательная реабилитация, дети, дцп, история, постуральный менеджмент, пусть стоят, реабилитация, цмтр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments